Машиностроительный комплекс КазахстанаМашиностроение — комплекс отраслей обрабатывающей промышленности, производящих машины, оборудования, механизмы, приборы, транспортные средства, предметы потребления. Сырьем для машиностроения служит продукция металлургии.

Машиностроение отражает уровень технологического развития страны, является материально-технической базой для других отраслей экономики, определяя их развитие. Машиностроение зависит от уровня организации, специализации и кооперации производства. Существуют три вида специализации — предметная, подетальная и технологическая.

Каждая отрасль машиностроения выпускает определенный вид продукции: тракторостроение — тракторы, станкостроение — станки, приборостроение — приборы. Заводы, относящиеся к одной отрасли, тоже имеют свою специализацию. Например, в сельскохозяйственном машиностроении завод в Кызылорде выпускает жатки для уборки риса, в Астане — тракторные сеялки, а в Павлодаре — тракторы. Такую специализацию по видам продукции называют предметной.

Машиностроительные заводы часто выпускают не готовое изделие (станок, автомобиль), а какие-либо его части, т. е. детали. Такую специализацию называют подетальной. Например, завод в Степногорске выпускает железнодорожные подшипники, в Костанае — дизельные двигатели для сельхозмашин, а в Талдыкоргане — аккумуляторы для автомобилей

Третий вид специализации – технологическая. связана с особенностями технологии производства. Изготовление машин состоит из трех основных технологических стадий (рис.1). Первая стадия – заготовка деталей с помощью литья, ковки или штамповки. Вторая – это механическая обработка деталей на станках, а третья стадия — сборка из деталей готовых изделий. Если завод осуществляет не все три стадии производства, а одну из них, то это и будет технологическая специализация. т. е. по стадиям технологического процесса. Так, например, Усть –Каменогорский автосборочный завод «Азия – Авто» только собирает автомобили из готовых комплектов. Его специализация — технологическая.

Любая специализация невозможно без кооперирования между предприятиями. Это связано с тем, что машина состоит из большого числа разных деталей (например, в электровозе их более200 тыс.). Все их разнообразие выпускать на одном заводе невозможно и нецелесообразно. Поэтому он кооперируется с другими заводами. Например, завод «Азия – Авто» получает аккумуляторы для автомобиля «Нива» из Талдыкоргана. Таким образом, машиностроительный комплекс отличается широким развитием не только межотраслевых связей, но и внутриотраслевых.

Машиностроительные заводы размещаются под влиянием разных факторов (схема 1). С развитием специализации и кооперирования возрастает роль транспортного фактора. Он важен для всех заводов, но особенно тех, чья продукция нужна повсеместно

Затраты на перевозку готовой продукции выше, чем на перевозку металла. Поэтому даже тяжелые машины, требующие много металла, производят в местах их потребления. Следовательно, второй фактор – потребительский. Для изготовления многих машин требуются большие затраты труда на единицу продукции. При выборе места сооружения заводов трудоемкого машиностроения учитывают обеспеченность трудовыми ресурсами, т. е. трудовой фактор.

Наукоемкие отрасли тяготеют к научным центрам, т. е. учитывается научный фактор

Заводы производящие металлоемкую продукцию, размещаются вблизи металлургических заводов, т. е. с учетом сырьевого фактора.

Итак. машиностроительный комплекс – важный и одновременно проблемный межотраслевой комплекс. Постепенно он выходит из кризиса, приспосабливаясь к работе в рыночных условиях.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям