1) раскрыть роль и историческое значение исследователей средних веков; раскрыть роль средневековых исследователей в дальнейшем изучении Казахстана;

2) развивать творческую активность учащихся, аналитические способности, понимание ценности трудов исследователей средних веков; формировать умение работать с учебником и дополнительными источниками информации, исторической картой, работать в паре; развивать картографические умения инавыки;

3) воспитывать чувство гражданственности, интерес к истории Родины, развивать творческий интеллект.

Тип урока: комбинированный.

Формы: педагогического мастерства

Методы: наглядный, частично-поисковый, интерактивный.

Оборудование:

Интерактивная доска, флипчарт

Дополнительная литература

Ход урока:

Приветствие.

стр.1 флипчарта):

Учитель предлагает детям для проверки домашнего задания кроссворд:

1) Средневековый город, расположенный в 55 км от современного города Атырау, на правом берегу реки Жайык (Сарайчик);

2) Сплав меди и олова (Бронза);

3) Греческий историк, в своем труде «История» описывает Каспийское море как замкнутый водоем, не связанный с морем. (Геродот)

4) Считал Каспийское море заливом Северного моря. Аральское море ученый считал заливом Каспия – «Скифским заливом» (Страбон)

5) В своем труде «География» обобщил все имеющиеся географические сведения античного мира о Земле. (Птолемей)

6) Архитектурные сооружения, посвященные Ходжа Ахмету Яссауи и Алаша-хану. (Мавзолей)

7) В каком государстве начиналось первое направление ВШП. (Китай)

8) В каком городе Восточного Туркистана начиналось второе направление ВШП. (Кашгар)

Правильные ответы открываются на доске.

При разгадывании кроссворда остаются не открытыми 3 буквы. Учащиеся должны назвать полное слово «Средние века».

(стр.2 флипчарта):Итак тема нашего урока «Географические исследования территории Казахстана в средних веках»

В связи с распространением мусульманской религии в VII-VIII веках Среднюю Азию и Казахстан начинают посещать арабские путешественники. Записывая в свои путевые дневники интересующую их информацию, они оставили нам много важных сведений о народах, населявших страны Востока, о городах и населенных пунктах, об их расположении и дорогах. Наиболее ценными являются труды Ибн-Хордадбека, Аль-Макдиси, Ибн-Хаукаля, Аль-Истахри, Аль-Масуди, Ибн-Фадлана.

Более подробно об их деятельности прочитаете в учебнике на стр. 27-28 (до Аль-Фараби) и запишите в карточки, которые позже вы вклеите в свои тетради.

В изучение природы Казахстана внесли свой вклад и выдающие мыслители и философы Средней Азии Аль-Фараби и Махмуд Кашгари. Об их деятельности Вы прочитете самостоятельно и выпишите в карточки их труды.

(стр.3 флипчарта): А сейчас отнесите представленные факты к Аль-Фараби и М. Кашгари на доске.

В средние века территорию Казахстана также исследовали китайские и европейские исследователи. О них Вы прочитаете на стр.29.

(стр.4 флипчарта):Соотнесите факты и личности.

Нанести на контурную карту маршруты европейских путешественников.

Учащиеся слушают. Работают с дополнительным текстом и заполняют карточки.

Соотносят факты на интерактивной доске.

В каких веках на территории Казахстана пребывали арабские путешественники? (9-10 века)

Кем была составлена «Круглая карта»? (Кашгари)

Назовите европейских путешественников, побывавших на территории Казахстана. (Карпини и Рубрук)

Отвечают на вопросы.

Учитель высказывает свое мнение о работе класса.

Хвалит особо отличившихся учащихся.

Сейчас Вы сами себя оцените в оценочном листе.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям