География туризма

Привычка странствовать по картам, видеть в своем воображении разные места

помогает правильно увидеть их в действительности.

Современный туризм превратился в крупнейшую индустрию. С каждым годом возрастает его вклад в развитие мировой экономики. Сфера туризма является на данном этапе развития человеческого общества крупным работодателем. На рынке труда появились новые профессии, связанные с туризмом. Социальные и экономические тенденции в современных странах мира, в том числе и в России и Кемеровской области, позволяют предположить рост спроса на международный туризм. Поэтому данная программа спецкурса “География туризма” направлена на приобретение учащимися новых знаний и технологий, рожденных туризмом, так как в школьной программе по географии нет места данной востребованной Мировым хозяйством теме. Лишь в X классе в теме “Инфраструктура” дается понятие “международного туризма”, а его суть, проблемы и перспективы остаются за рамками учебника и урока. Особое внимание к географии туризма проявляется и в связи с тем, что туризм оказывает положительное влияние на сохранение мира во всем мире; повышение интереса одного народа к культуре другого ведет к взаимопониманию. В соответствии с этим целями данной программы спецкурса являются:

  • углубление знаний по теме “География туризма”;
  • профориентация на мировой и российский рынки труда.

Для реализации выше сформулированных целей решаются задачи.

  • создание общего представления рынка труда международного и внутреннего туризма;
  • развитие умений описывать, определять, называть, показывать, оценивать информацию;
  • способствовать воспитанию интереса к здоровому образу жизни через путешествия; к познанию окружающему миру; эстетическое отношение к окружающей среде; толерантность и понимание других народов и культур;
  • умение ориентироваться на рынке труда, знакомство с профессиями, связанные с туризмом.

В результате изучения данной программы спецкурса

  • учащиеся должны знать:
    • основные понятия географии туризма;
    • виды туризма; факторы, определяющие потребности в туризме населения; уровень развития туризма в России и мире;
    • место международного туризма в современной системе мирового хозяйства;
    • уровень развития туризма в Кемеровской области, России и мире; особенности туризма в крупных регионах России и стран СНГ;
    • основные районы и центры туризма в России и мире; главные туристические маршруты;
  • учащиеся должны уметь:
    • использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своем регионе, стране и мире;
    • давать на основе различных источников характеристику туристического центра и маршрута;
  • учащийся должен владеть:
    • навыками сравнения, сопоставления, анализа, программирования и прогнозирования.

Программа спецкурса “География туризма” рассчитана на 204 часа и состоит из четырех блоков: “Основные понятия географии туризма” – 34 часа ; “География туризма России” – 34 часа ; “География туризма родного края” – 102 часа ; “География международного туризма” – 34 часа .

Адресована программа данного спецкурса учащимся VIII, IX, X, XI классов. Программа содержит большой краеведческий материал.

Особую значимость в преподавании данного спецкурса приобретает совместная работа учащихся и педагогического коллектива школы, при которой осуществляется обмен опытом и знаний. Примечательно, что над одним проектом по теме спецкурсов может работать творческий коллектив из учителей-предметников разного профиля, учащихся разных возрастных категорий, классного руководителя и даже родителей, общественности.

Форма занятий разнообразная: лекции, семинары, практикумы, творческие занятия, видеозанятия, проект, который является результатом работы на спецкурсе. Данный спецкурс является интегрированным. На занятия приглашается школьный психолог, работающий по профориентации.

Программа спецкурсов “География туризма” построена в соответствии с законом РФ об образовании, концепцией профильного обучения и другими нормативными документами.

I.1. Учебный план спецкурса “География туризма” (102 часа)