Сфера услуг является одной из подотраслей социального комплекса. Услуги в рыночной экономике — такой же товар, как и создаваемые в производственной сфере материальные ценности.

Сегодня в России производство услуг в материальной и нематериальной сферах обеспечивает более 62% всего ВВП. Спрос на них напрямую зависит от роста денежных доходов, материального благосостояния, культурного уровня населения.

В структуре платных услуг населению по-прежнему преобладают три вида: бытовое, жилищно-коммунальное и транспортно-пассажирское обслуживание.

Услуги бывают общественными, т. е. необходимыми для нормальной жизни общества в целом (транспорт, связь, среднее образование, здравоохранение, коммунальные услуги и т. д.) и индивидуальными (парикмахерские, кафе, ателье и т. д.). Размещение предприятий сферы обслуживания определяется тем, как часто обращаются к ним потребители. В этом случае говорят об услугах повседневного (транспорт, покупка продуктов, коммунальные услуги), периодического (оплата счетов, посещение поликлиники, парикмахерской и т. д.) и эпизодического (покупка или ремонт квартиры, машины, выезд на отдых) спроса.

В сектор услуг входят различные отрасли, не связанные между собой. Существует множество классификаций, основанных на разных подходах к понятию услуг, проблема единого подхода не решена до сих пор. В международной практике чаще всего используется классификация, разделяющая сектор услуг на две группы: 1) производственные услуги: финансы, страхование, недвижимость, деловые услуги и НИОКР; 2) потребительские услуги.

Отечественные географы, исходя из потребностей населения, выделяют три группы услуг: 1) отрасли, обслуживающие потребление материальных благ (ЖКХ, торговля, пассажирский транспорт, связь); 2) производящие услуги для личного потребления (здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, культура); 3) непосредственно не производящие услуг населению (наука, финансовые услуги, страхование, госуправление).

Общие проблемы развития сферы услуг в современных условиях. К основным из них можно отнести следующие.

1. Некоторое сокращение спроса на массовые платные услуги из-за девальвации российской валюты в 2014-2015 гг. роста цен и перехода на самообслуживание.

2. Свертывание сферы услуг в сельской местности из-за снижения платежеспособного спроса и дефицита финансирования государством.

3. Сокращение финансирования государством бесплатных услуг и, соответственно, переход их на постоянно возрастающую платную основу (особенно в здравоохранении и образовании).

5. Резкая дифференциация доходов и как следствие рост спроса на элитарные услуги (частные школы, индивидуальный туризм, спортивно-оздоровительные центры).

6. Увеличение спроса на развлечения и рекреацию в среднедоходных группах населения.

Потребительский сектор в основном включает группу продовольственных и непродовольственных товаров, среди которых выделяют изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения, произведенные в отраслях тяжелой индустрии и местной промышленности. Резкое сокращение выпуска непродовольственных товаров, и прежде всего продукции легкой промышленности, связано с катастрофическим падением объемов производства и проблемами конкуренции отечественной продукции с более дешевыми импортными товарами (прежде всего в государствах Восточной Азии).

Структура потребительского сектора имеет региональные различия, связанные с демографическими, природными и социально-экономическими факторами. В Северном, Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском, Дальневосточном районах наблюдается преобладание производства продуктов питания, в остальных — непродовольственных товаров.

Легкая промышленность объединяет группу отраслей, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в тканях, одежде, обуви и других предметах личного потребления. Выпускается также продукция производственного назначения (корд, технические ткани), которая используется в других отраслях промышленности. В состав легкой промышленности входят следующие отрасли: текстильная, швейная, кожевенная, обувная, меховая и др.

На территориальную организацию легкой промышленности существенное влияние оказывают сырьевой, трудовой и потребительский факторы. Для нее характерна также высокая территориальная концентрация производства и использование принципа комбинирования. Это в особенности относится к шелковой промышленности, где комбинаты выпускают 4/5 всей продукции.

Сырьевой фактор особенно важен в отраслях первичной обработки, что обусловлено массовыми отходами (выход льняной соломки составляет 1/5 исходного сырья, шерсти — 1/2), или в отраслях, где высока материалоемкость производства (льняная промышленность). Размещение кожевенного производства целиком зависит от мясной промышленности.

В зависимости от степени преобладания сырьевого или потребительского фактора все отрасли легкой промышленности (кроме первичной обработки сырья) делятся на три группы:

с одновременной ориентацией на сырье и потребителя: шерстяная, шелковая, пенько-джутовая, трикотажная;

с ориентацией на потребителя: хлопчатобумажная, обувная, швейная;

с ориентацией на сырье: льняная.

Ведущей отраслью легкой индустрии по объему производства и числу занятых является текстильная промышленность. Она включает первичную обработку сырья, производство всех видов тканей, трикотажа, текстильной галантереи, нетканых материалов и других изделий на основе волокнистого сырья.

Основное производство ориентируется на трудовые ресурсы, квалификационные навыки и по-прежнему сосредоточено в Центральном районе, который обеспечивает 92% общероссийского выпуска хлопчатобумажных тканей. Особенно выделяются Ивановская (Иваново, Шуя, Кинешма), Московская (Москва, Орехово-Зуево), Тверская (Тверь, Вышний Волочек) и Владимирская (Ковров) области.

Второе место по объему вырабатываемой продукции занимает шелковая промышленность: около 8% выпуска в стране. По производству шелковых тканей Россия входит в десятку ведущих стран мира. В связи с широким использованием в качестве сырья искусственных и синтетических волокон зависимость от поставок натурального сырья из Средней Азии, Закавказья, Молдавии и с Украины, где разводят тутовый шелкопряд, сведена до минимума.

Исторически производства шелковых тканей сконцентрированы в Центральном районе. Основные предприятия сосредоточены в Москве и Московской области (Наро-Фоминск, Павловский Посад, Орехово-Зуево). Действуют предприятия в Кораблино (Рязанская область), Киржаче (Владимирская область), Ярославле, Твери.

Льняная промышленность — старейшая и исконно русская отрасль текстильного производства. В структуре выпуска тканей она занимает третье место (около 5% тканей в России), изготовляя примерно в равном соотношении ткани бытового назначения, технические и тарные. Отличительной особенностью отрасли является относительная обеспеченность собственной сырьевой базой. Возделывание льна-долгунца, заготовки льноволокна, выпуск тканей в силу высокой материалоемкости производства сосредоточены в Центральном, Северо-Западном, Северном и Волго-Вятском районах. Крупные центры льняной промышленности Центрального района — это Кострома, Нерехта, Смоленск, Вязьма и др.

Льняные ткани выпускаются также в Псковской (Псков, Великие Луки), Вологодской (Вологда) областях, Алтайском крае (Бийск), Нижнем Новгороде, Казани, Кирове и Екатеринбурге.

Шерстяная промышленность выпускает разнообразные изделия: камвольные и суконные ткани, ковры, платки, пряжу для трикотажа и др. На долю шерстяной промышленности приходится 2,3% выпуска тканей в стране. По общему объему производства шерстяных тканей Россия занимает 10 место в мире.

Трикотажная промышленность получила развитие во всех регионах страны с ориентацией главным образом на районы потребления. В отличие от других отраслей текстильной промышленности ее продукцией в основном являются готовые изделия, а также трикотажное полотно. В качестве сырья помимо натурального все шире используются химические волокна.

Ведущим районом остается Центральный, где сконцентрированы 1/4 производства чулочно-носочных и 1/2 трикотажных изделий, значительную часть продукции дают Волго-Вятский район, Урал и Поволжье.

Швейная промышленность — вторая по объему валовой продукции отрасль легкой индустрии. Она отличается более свободным характером размещения и теснее связана с потребителем.

Отрасль представлена в каждом экономическом районе и вместе с тем отличается высокой территориальной концентрацией производства, так как более половины выпуска швейных изделий приходится на два района: Центральный и Северо-Западный.

Среди отраслей легкой индустрии кожевенно-обувной и меховой промышленности принадлежит третье место. Меховая промышленность включает сырейно-красильное и скорняжно-пошивочное производство, где осуществляются выделка, крашение и отделка различных видов пушнины и мехового сырья и изготовление из них различных изделий. Сырьевую базу меховой промышленности составляют овцеводство, звероводство, пушной (охотничий) и зверобойный промыслы.

По оценкам экспертов, большинству отраслей легкой промышленности угрожает постепенное исчезновение вследствие ценовой конкуренции со стороны производителей из Южной и Юго-Восточной Азии. Численность занятых за последние 20 лет сократилась в 3 раза, объем выпуска в текстильной — более чем в 3 раза, в обувной — в 7 раз, швейной — в 8 раз.

Другим крупным элементом потребительского сектора является комплекс продовольственных отраслей промышленности .

Продовольственный рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продовольственных товаров, характеризующихся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формировании ресурсов.

По отраслевому признаку могут быть выделены товарные рынки: мяса и мясопродуктов, сахара, растительного масла, кондитерских изделий рыбы и рыбопродуктов, молока и молочных продуктов, сахара, хлеба и хлебобулочных изделий, макаронных изделий, алкогольных напитков и др.

Под товарным (отраслевым) рынком понимается рынок какого-либо конкретного товара (например, сахара) или группы товаров (например, кондитерских изделий), в котором входящие в него продукты связаны между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.

Каналы реализации различают по их видам: 1) предприятие — покупатель; 2) предприятие — розничный торговец — потребитель; 3) предприятие — оптовик — розничный торговец — потребитель; 4) предприятие — торговый агент — оптовик — розничный торговец — потребитель.

Деятельность многих перерабатывающих предприятий и сельскохозяйственных товаропроизводителей в настоящее время является убыточной, несмотря на рост цен на продовольственные товары и сырье.

Отраслевая и пространственная транспортная структура

Важной составной частью инфраструктурного комплекса является коммуникационная система. Основная задача ее функционирования — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и разнообразных веществ. Коммуникационная система включает в себя транспорт и связь.

Транспорт — одна из важнейших сфер материального производства. Перевозка различных товаров из районов их производства в районы потребления является ее главной функцией. При этом продолжается процесс материального производства, но уже в сфере обращения с конечным его завершением. Продукт любого рода считается полностью произведенным, готовым к потреблению только в том случае, когда он доставлен потребителю.

Продукцией транспорта (транспортной работой) является перемещение грузов и людей, измеряемое соответственно в тонно-километрах (грузооборот) и пассажиро-километрах (пассажирооборот).

Полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около 10% ВВП страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной потребительской стоимости продукта называют коэффициентом транспортной слагающей. Этот показатель играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

Особенностью транспорта является взаимозаменяемость его отдельных видов. Совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, образует транспортную систему . В транспортных узлах сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. В России несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейший из них — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и влияние природных условий на его функционирование.

Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны.

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад», оно включает железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использованием рек Камы и Волги.

2. Меридиальное центрально-европейское магистральное направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.

3. Меридиальное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающим Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Грузо — и пассажирооборот всех видов транспорта сократился (см. табл. 4.1). И если грузооборот сократился незначительно, то перевозки пассажиров железнодорожным и всеми видами городского транспорта сократились в 2-3 раза, за исключением метрополитена.

Существенно снизилась доля внутренних перевозок грузов (менее 2% общего тоннажа) и пассажиров морским и внутренним водным транспортом (менее 0,07% всех перевезенных пассажиров). Это произошло вследствие уменьшения объема этих перевозок, удорожания тарифов, ухудшения состояния флота, портового хозяйства и т. п. В целях минимизации налогообложения резко сократилось число судов, ходящих под российским флагом. Поэтому значительную долю внешнеторговых операций обслуживают суда, которые ранее были российскими.

Таблица 4.4

Грузо — и пассажирооборот транспорта в России

Комментарии запрещены.

Навигация по записям